Вечера на Пироговке – добрая культурная традиция Первого меда

18 февраля в зале Творческого центра «New Art» при Первом московском медицинском университете имени Сеченова прошёл Вечер памяти великой русской певицы Надежды Андреевны Обуховой. Арии, романсы и песни, которые любила и пела Обухова, в концерте были исполнены Лауреатом международных конкурсов Ларисой Волжаниной (меццо-сопрано) и Заслуженным артистом Чечено-Ингушетии и Карачаево-Черкесии Алексеем Волжаниным (тенор). Партию фортепиано исполняла Лауреат международных конкурсов Елизавета Сухопарова, партию скрипки – директор Творческого центра NEW ART Олеся Касьянова. Родственница певицы — внучатая племянница Софья Анатольевна Гальцева представила зрителям уникальный фильм с редкими кадрами и интервью великих и неизвестных людей об артистке. Среди почётных гостей вечера были внучка и правнучка выдающегося композитора Р. М. Глиэра.

Слово об Обуховой.

Говорят, что музыка обладает волшебством. Магнетизмом. Я имею в виду музыку — искусство, а не поп-культуру. Пожалуй, настоящая музыка, действительно, таит в себе черты сверхреальности.
Ничто, поспорьте со мной, не может в искусстве вокала быть значительнее по силе воздействия, чем сам вокал. Иосиф Бродский писал в своих эссе примерно следующее: «Если искусство чему-то и учит, так это самому искусству». Как ни крути, какие электронно-компьютерные голоса ни создавай, вытеснить аналогом настоящий голос со всеми его индивидуальными душевно-переливающимися оттенками, со всеми его тонами, тембровыми своеобразиями, невозможно.

Надежду Андреевну Обухову современники называли чародейкой, её поистине волшебный голос сравнивали даже с голосами мифических птиц Сирина и Алконоста. Она родилась в 1886году. Происходила из дворянской семьи. Её прадед по отцу – поэт пушкинского окружения – Евгений Баратынский, чьи сладкозвучные элегии чтил Пушкин. Она рано стала музицировать благодаря своему деду по матери Адриану Мазараки. Дед возил их с сестрой по Италии и Франции, учил у лучших педагогов прекрасному пению («bel canto»).

Учась в Московской консерватории, Надежда, познала многие секреты мастерства. Прежде всего, наконец, «слилась» с собственным голосом: раньше педагоги считали, что у неё чистое сопрано, и ей трудновато было петь очень высокие ноты, теперь все точно знали, а главное, — она, что её истинный голос — меццо-сопрано, золотая серединка. Надежда ощутила настоящую радость от гармонии с самой собой. В 1916 году она принята в Большой театр! Её дебют на прославленной сцене – роль Полины из «Пиковой дамы» Чайковского. В 1917 году во время октябрьского переворота она решила остаться в стране, в отличие от многих своих братьев и сестёр по цеху. Несмотря на нежную любовь к красочной Италии, к блестящей Франции, к волнующему морю ( она до Первой Мировой войны успела пожить и в Ницце, и в Монте-Карло), кровная связь с Россией всегда перетягивала. Обухова была «из бывших». Но её «не тронули» ни в 20-е, ни в 30-е годы. Мало того, в 1937году Надежда Андреевна Обухова становится народной артисткой Советского Союза. Сила воздействия её журчащих арий была неимоверной! На концертах и в операх она будто заколдовывала, гипнотизировала зал. Неподдельные слёзы появлялись даже у мужчин. Её боготворили.

Безусловно, артистка не имела ничего общего с магией, была человеком солнечным, улыбчивым и искренним. Только талант, безмерная самоотдача (репетировала дома даже по ночам) и всепоглощающая любовь к музыке сделали её настоящей, не коммерческой в современном понимании, звездой сцены. Не зря её именем учёные назвали один из астероидов.

Она пропела за свою жизнь многие известные меццо-сопрановые партии из оперной классики: Кончаковна (Бородин «Князь Игорь»), Любава (Римский-Корсаков «Садко»), Весна (Римский-Корсаков «Снегурочка»). Самой любимой её ролью была Кармен из великого творения Жоржа Бизе. К этому образу она долго шла. Репетировала постоянно, и дома тоже. Соседом Надежды Андреевны был столь же знаменитый как она Иван Козловский, который «подыгрывал» ей в репетициях, исполняя Хозе.

Надежда Андреевна много концертировала по стране. Большинство провинциальных зрителей, для которых столичный театр был не доступен, знали её именно по концертам. Здесь она исполняла русские романсы, неаполитанские песни, оперные арии и народные песни. Трудно словами описать краски её голоса. Любую, даже самую банальную песенку она могла превратить в вокальный шедевр. В этом смысле она была поэтом: не просто исполняла-воспроизводила, а заново творила новый миф.

Во время Великой Отечественной войны артистка своим пением помогала бойцам, лечила их музыкой. И это не пустые слова. Воспоминания современников певицы, письма, книги об Обуховой хранят разные истории об этом. Говорят, что один солдат в полевом госпитале перед сложнейшей операцией, исход которой был непредсказуем, попросил у хирурга дать возможность ему послушать пение Обуховой. Обычно перед такими операциями люди просили в случае их смертельного исхода передать письмо любимой, или фотокарточку матери, а тут…Обухова. Это удивительно! Медсёстры смогли как-то связаться с государственным радио. И специально для этого солдата на радио нашли пластинку с записью Обуховой. Солдат слушал, плакал, жил… И операция, к счастью для всех, прошла успешно!

После войны Надежда Андреевна продолжала ездить по городам Советского Союза с концертами, особенно любила бывать в Феодосии. Считала, что Крым – это маленькая Италия. Она пела везде и всюду: на сцене, в гостях, на пляже. Никогда не кичилась своими регалиями и положением, уважительно и тепло относилась к людям, дарила им своё творчество, свой небесный голос. Люди отвечали ей тем же. У неё был в юности один неудачный брак, который быстро распался, детей она после себя не оставила. Музыка была её личной жизнью, её душой, её существом. Скончалась Надежда Андреевна Обухова в Феодосии в 1961году, её отпевали в феодосийском Казанском соборе, затем было прощание с телом в Москве. Покоится великая артистка на Новодевичьем кладбище.

Как важны сейчас для нас, людей, которые не жили в ту эпоху, не слышали, как говорится, из первых уст великого bel canto Обуховой, Козловского, Неждановой, Лемешева, знать о них, слушать (хотя бы в записях, а лучше в исполнении высоких профессионалов как чета Волжаниных.) Это важно, потому что это — наше наследие, то, чем мы, россияне, можем и должны гордиться.

Это важно ещё и потому, что это, бесспорно, красиво. Такое пение воспитывает чувства, лечит душу и не даёт возможности забыть, что ты — ЧЕЛОВЕК. И, самое главное, в нашу нано-технологическую и «ширпотребную» эпоху пение Обуховой — это не тираж, не массовое производство музыки, оно единично, редкий самоцвет. Слушая её, хочется верить, что миром правит добро и красота.

Наталья Корнева, кандидат искусствоведения.