Театротерапия с Геликон-оперой

Конец зимы выдался с температурными перепадами, снегопадами и туманами. В этот период, как правило, рекомендуется принимать витамины и высыпаться. Есть еще несколько видов терапий для поднятия жизненных сил. Мы расскажем о таком явлении,  как театротерапия, которое успешно практикует Московский музыкальный театр «Геликон-опера».

Геликоновцы с особым трепетом  относятся к судьбам людей, которые нуждаются в целительной силе искусства, театр всегда чувствует, когда кому-то необходимо получить нотку поддержки ради оды жизни.

Задолго до возникновения психологической науки было замечено, что театральное действие обладает способностью захватывать человеческие души, изменять психологическое состояние. Театр, как терапия, проверен почти трехтысячелетней практикой — с того времени, когда на склонах Афинского Акрополя возник театр Диониса. В театральное искусство изначально заложен психотерапевтический элемент, инициируемый творчеством, креативностью и свободой самовыражения. Уже тогда театральное искусство было поставлено на службу психическому здоровью человека, актер был возведен на одну из самых высоких ступеней социальной лестницы, — его труд оплачивался не ниже, чем служба военачальника: духовное здоровье нации было не менее важно, чем безопасность границ.

Одной из наиболее очевидных составляющих театрального представления является игра. Она создает условия для приобретения богатого сенсомоторного опыта и практических навыков, позволяет тренировать врожденные способности и искать пределы своих физических и интеллектуальных возможностей. Не случайно работу актеров называют «игрой»! Игра на театральной сцене позволяет актерам моделировать эмоционально наполненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни, а зрителям — познавать и переживать эти ситуации. Таким образом, приобретение личностью нового опыта является наиболее универсальной функцией игры.

Театральные выразительные средства и особая атмосфера позволяют участникам действия, актерам и зрителям, быть вовлеченным в единый процесс создания другой реальности, в которой возможны события и эмоциональные переживания невозможные в реальной жизни, но особым образом влияющие на неё.

Русский режиссер, драматург, критик и теоретик театра, автор музыкальных произведений Николай Евреинов впервые связывает психоанализ с театром, посредством которого тайные подавленные желания зрителя выявляются и сублимируются. Определив новое понятие «театротерапия» формулой «Театр лечит актера, театр лечит и публику», Н. Н. Евреинов справедливо утверждает, что «театр будит в нас волю к жизни, властно заставляя нас преображаться»!

Эффект врачевания зрителя заключается в том, что, узнавая свои слабые места, он становится вооруженным против своих слабостей, а найдя мужество оценить себя негативно, обретает силы для избавления от отрицательного героя в себе самом. В этом и есть присущий театру великий момент покаяния. Задачи психотерапии З. Фрейдом сформулированы, как выявление переживаний, травмирующих психику, и освобождение от них на понятийном уровне путем катарсиса. Подобный феномен присущ и театральному творчеству, где во время спектакля в психике зрителя происходит спонтанный, зачастую неосознанный внутренний психоанализ, приводящий к катарсису на когнитивном уровне.

26, 27, 28 февраля студенты Сеченовского Университета удостоились чести быть приглашёнными на оперу Джузеппе Верди «Бал-маскарад»  Геликон-оперы! Впечатления от спектакля мы приводим дословно:

Это божественно! Голоса нереальные — до мурашек.. Очень красиво и величественно!

Сакович Дарья, 4 курс Институт детского здоровья

Возвращаемся в огромном восторге! Очень благодарны!

Садовников Дмитрий, 1 курс Институт Общественного Здоровья

Впечатления от спектакля просто невероятные! Начиная от потрясающего оркестра, заканчивая превосходной игрой артистов. Практически всю оперу меня не покидала «дрожь по телу». Получила массу эмоций и вдохновения на последующие дни! Спасибо большое вам за приглашение и возможность присутствовать в стенах такого театра, как «Геликон-опера!

Денисюк Кира, 4 курс Институт детского здоровья

С первых секунд спектакль захватывает. Великая музыка Джузеппе Верди, прекрасное исполнение партий!  Были сцены с оригинальными решениями, можно было как посмеяться, так и задуматься. Немного смутило решение спектакля в современных костюмах. Возможно, это обусловлено поиском средств, чтобы привлечь зрителя – ведь опера достаточно сложный жанр. Всем рекомендую получить личное впечатление.

Ходнева Кристина, 3 курс Институт Фармации

Бал-маскарад» Верди в театре Геликон-опера был первой оперой в моей жизни. И я очень рада, что это было удачное знакомство. Невероятные голоса, интересная сценография и элементы современности создают удивительное зрелище. Спасибо актёрам и создателям!

Михайлова Екатерина, 6 курс, Институт Клинической Медицины

Благодарим руководство театра «Геликон-опера» за замечательный подарок студентам-сеченовцам!

Автор статьи – Олеся Касьянова

В статье использованы материалы:
Щербакова В. В. «Помощь Мельпомены или театр как терапия»