В апреле – мае 2017 года в Московском Художественном театре им. Чехова проходит режиссерская лаборатория «Горький. Проза» к предстоящему 150-летнему юбилею писателя.

Студенты Сеченовского университета, занимающиеся в Молодежном Камерном Театре «На Пироговке», с завидной постоянностью посещают московские театры. После каждого посещения в МКТ «На Пироговке» проходят горячие обсуждения увиденного, и проводятся дискуссии, целью которых является более глубокий анализ художественного произведения и его интерпретация на сцене. Сегодня же, открытое обсуждение прошло в стенах МХТ и студенты Первого МГМУ, после спектакля, могли задать вопрос артистам и режиссеру, высказать свое мнение и принять участие в обсуждении.

Обычно театры интересует огромное драматургическое наследие Горького. В этот раз Московский Художественный театр предоставляет свою площадку для попытки воплотить малую и менее известную прозу крупнейшего писателя своей эпохи. За время прохождения лаборатории театр представлял творческие заявки трех молодых режиссеров: Дмитрия Егорова, итальянки Алессандры Джунтини и Данилы Чащина.

Примечательно, что лаборатории включают в себя и лекционный формат. Три лекции-встречи прошли перед зрителями МХТ, где выступили именитые филологи Павел Басинский, Дмитрий Бак, Николай Богомолов. 11 мая нас ждет заключительная лекция Алексея Козырева «Я и Другой в русской философии».

Цель подобных лабораторий не только сформировать репертуар, но и познакомить театральную аудиторию с процессами, происходящими в смежных областях культуры, рассмотреть крупного писателя с неизвестных ранее сторон, воспитывать культурного и думающего, интеллигентного зрителя, что первостепенно в формировании личности будущего врача, провизора и организатора здравоохранения. Именно поэтому такой живой отклик нашли посещения лаборатории у студентов нашего вуза.

27 апреля мы посмотрели спектакль по повести М. Горького «Исповедь» режиссера Алессандры Джунтини, итальянки по происхождению. Было любопытно, под каким углом итальянка прочтет русского писателя. Спектакль вызвал у нас диаметрально противоречивые чувства и много вопросов.

После спектакля состоялось открытое обсуждение с актерами, режиссером и зрителями, где наш педагог, режиссер Ольга Захарова высказала свою точку зрения и ответила на наши внутренние вопросы и, как стало ясно, на вопросы многих зрителей, прояснив возникшие противоречия.

На реплику одной из зрительниц о том, что тема повести – это поиск себя и своего пути к Богу, Ольга ответила: «Если бы я даже не знала, на какую пьесу пришла смотреть, я безошибочно бы ответила, что это Горький. А знаете почему? Потому что тема пьесы – богостроительство, а не поиск себя и Бога! Эта тема была канонической в его творчестве и отвечала потребностям нового времени, в котором он жил. А жил в эпоху осознания необходимости нового человека — «человек есть то, что должно быть преодолено», в ницшеанских настроениях «переплавки человека» и поиске «нового бога». И партия именно на Максима Горького возложила миссию богостроительства. Не только потому, что он был «свой человек» (в 1903 – 1905 годы партия во многом существовала на деньги его немецких постановок («На дне»), но и потому, что Горький был очень популярен в России. Его исключительная популярность была продиктована несколькими факторами: он первый дает читателям реплики с низов, он умел писать короткие интересные рассказы с динамичной увлекательной фабулой и обязательно неожиданным финалом, он начал печататься в тот момент, когда Россия начала читать. Если в России читали 5% населения, то к 1910 году уже 30%. Именно поэтому М. Горький был так читаем, и Ленин видел в этом популярном читаемом писателе голос, к которому прислушается новая страна с поиском «нового бога. Хочу сказать спасибо актерам, режиссеру, организаторам лаборатории, МХТ им. А.П. Чехова за этот спектакль и возможность открытого диалога».

Итоги подвел Павел Руднев, театральный критик, кандидат искусствоведения, помощник художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ. Павел выразил благодарность понимающему, думающему зрителю, а также спросил: «Нужно ли заявку спектакля «Исповедь» дорабатывать и ставить в репертуар?» Практически единогласно зрители ответили – да.

Мы, студенты, бесконечно рады возможности не только посещать театры, как зрители, но и окунаться в подобные лаборатории, в самые истоки создания спектакля, размышлять вместе с театральными критиками, режиссерами, артистами. Это расширяет кругозор, впечатляет, стимулирует расширять горизонты — читать, познавать, открывать каждый день для себя что-то новое. А ни это ли счастье?

Студенты Первого МГМУ им. И.М. Сеченова:

  • Анастасия Семьянова
  • Андрей Бойцов
  • Юлия Феоктистова
  • Карина Ефремова
  • Виктория Анисомовец
  • Павел Трубников
  • Екатерина Михайлова
  • Полина Старцева
  • Екатерина Иванникова